На предыдущую

Давайте вспомним про наши игры из далекого детства (уличные, школьные, дворовые), в которые мы с упоением и радостью играли в Чорух-Дайроне! Мир наших игр - мир веселья, первых успехов и разочарований.

 

Названия и краткие описания игр:

"ДЖАМБЕ". Рисуется квадрат, в центре кружок (на него кладутся пирамидкой камушки, 5 штук) и проводим линии по углам квадрата. На каком-то расстоянии проводим линию с которой бросается мяч по пирамидке. Вода становится рядом с квадратом и когда разобьют пирамидку, раскладывает по углам квадрата камушки и один в центр. Как-то так.  :) .

"РУЧЕЕК".  В эту игру в основном играли на дворе школы во время перемены 10-14 летние. Дети становилось парами в ряд и, взявшись за руки, поднимали их вверх, создавая как бы коридор с шатром-воротами из рук. Тот, кто был без пары, входил в коридор и выбирал себе кого-то, кто стоял в паре и, проходя через весь коридор, вставал в конец очереди со своей парой. Оставшийся без пары выходил к началу коридора и тоже проходил и выбирал себе новую пару из стоящих. Возникал поток из тех, кто проходил по коридору и тех, кто вливался, и действительно получался бегущий ручеёк. Тут и возникала возможность подержаться за руку с тем, кто тебе нравился. В эту игру играли и мальчики и девочки.

"ФАНТИКИ"  (первый вариант). Девчачья игра в фантики. Удивительным образом наши детские игры имели гендорное деление, были игры, в которые играли только мальчики, и девочек это не касалось, соответственно были игры только для девочек. И таких девчачьих игр было несколько. Вот одна из них. Конфетные фантики собирали девочки младшего возраста, лет до 10-12-ти. Откуда брались фантики, чтобы собрать коллекцию. Конфеты покупались не часто, шоколадные только по большим праздникам. Фантики тщательно сохранялись, об этом знали наши мамы, бабушки и тёти.

Найти на дороге фантик, да ещё редкий, была большая удача. Приобретённые фантики тщательно разглаживали. Для этого их клали под клеёнку на несколько дней, почему-то там они лучше разглаживались. Коллекцию фантиков держали в аккуратных стопках. Затем фантики сортировали, те которые редкие от шоколадных конфет, лежали отдельно от тех, которые были от простых карамелек.

Двойные фантики менялись, была своя дворовая такса обмена. На один шоколадный и редкий фантик можно было получить 3-4 по проще. Простые фантики тоже были не лишними, они годились при коллективной игре.

А играли в фантики следующим образом. На земле глубоко чертили квадрат. На середину квадрата каждая участница клала свой фантик, вот тут и шли в дело те фантики, которые были в коллекции в избытке. Нельзя было класть на кон рваный или сильно протёртый фантик, чтобы этого не случалось перед началом игры фантики просматривались. Тут возникали ситуации, когда, например, у младшей сестрёнки не было вовсе никаких фантиков, и за неё ставила старшая в надежде, что она выиграет кон и с прибытком вернёт фантик. Фантики всех участниц ставили в середину квадрата, сверху придавливали камнем. И по очереди с расстояния 10-ти шагов от кона, кидали большой увесистый камень, его мы почему-то называли "галька" с тем, чтобы попасть в этот квадрат.

Важный момент, при кидании гальки нельзя было сдвигаться со стартовой позиции, т.е. приближаться к кону. Эта черта тоже была глубоко прочерчена на земле. Кидали гальку по очереди, пока кто-то не попадал в кон. Кидать надо было с умом, круговые движения рук напоминали кидание петли на бегущую лошадь. Некоторые девочки интуитивно понимали, что кидать камень нужно плавным круговым движением руки, сообщая ей импульс одновременно вертикальный и летательный (так летает современная тарелка фрисби), вот эти девочки и выигрывали чаще других. И тогда счастливица забирала весь кон.

Бывали и спорные моменты, когда сильно подброшенная галька ударяла в кон или лежащий на фантиках камень и отскакивала и окончательно падала вне заветного квадрата. Тогда по правилам игры, играющий получал половину кона. А младшие сестрёнки, как правило, неумело швыряли гальку куда угодно, азарта игрока они не знали, для них был важен процесс, а не результат. Иногда можно было кинуть гальку за сестрёнку.

На дворах от этих глубоко прочерченных квадратов были следы на земле. Почему интерес к фантикам угасал, к 12-ти годам, наверное, происходило взросление или приходили новые игры.

 

"ФАНТИКИ" (второй вариант). В эту игру играли по двое. По жребию одна из играющих клала на стол свой фантик, вторая прихлопывала ладошкой, сложенной лодочкой, лежащий фантик и тут же быстро отнимала руку, при этом, если умело манипулировать ладонью, то фантик подхватывался вверх и переворачивался. Выигрыш возникал только в том случае, когда фантик переворачивался на изнанку. Если просто прихлопнуть фантик плоской ладошкой, фантик неохотно переворачивался. Если "переворота" не получилось, то фантик возвращался к своей хозяйке, и девочки менялись ролями.

"ФАНТИКИ" (третий вариант). Тут надо было отгадать фантик. Фантик складывали многократно уголком, как салфетку. После чего эта фантичная "треуголка" зажималась в кулаке, а самый вытянутый угол его выставлялся язычком наружу между большим и указательным пальцами. Надо было, рассматривая этот уголок фантика, угадать от какой он конфеты. Если никак не получалось рассмотреть, то просили выставить побольше. Отгадавшая забирала себе фантик. В эту игру играли сразу несколько девочек, т.е. на один фантик было несколько претенденток. Запрещалось выставлять фантик изнанкой, и самое главное, при "изучении" фантика на предмет идентификации нельзя было разрывать фантик. К сожалению, это иногда происходило, и тогда возникал типичный "имущественный" скандал.
- Ты порвала мой фантик, давай мне замену!
- Да не рвала я его, ты сама выставила его порванным!
- Вот когда ты выставишь свой фантик, я его тоже порву тебе. Вот пойду сейчас и брата позову, и он тебе покажет.
Наконец, исходя из соображений внутри дворовой субординации, конфликт разрешался по мировому.
- На, на тебе фантик на замену, только не хлюзди.

"ОШИЧКИ (АШИЧКИ)". Игра в ошички, иногда говорили ашички. В эту игру играли только мальчики 10-14 лет. Играли во дворах домов, на улице и на школьном дворе на перемене подальше от учительских глаз. Кажется, в ошички играли и на деньги, но большей частью, выигравший забирал выигрыш ошичками. Старшеклассники в эту игру не играли, менялись интересы, точно также старшеклассники девочки не играли в скакалки. Старший возраст накладывал, видимо, серьезность, о которой неустанно твердили учителя, надо было думать о дальнейшем жизненном пути, ходить на комсомольские собрания, где за игру в ошички точно не хвалили. Ошички это кости сустава ног барана, когда резали барана, то знали что ошички не надо выбрасывать, они очень даже сгодятся. Играющие выставляли свои ошички в линейку. На некотором расстоянии от батареи ошичек на земле чертилась демаркационная линия. Думаю, были какие-то условия, как далеко от кона чертилась эта линия. А играли так, играющий нагибался, держа в руке свою любимую ошичку, и вначале, перед тем как кинуть ее на кон, вращал ошичку, держа её между указательным и большим пальцем. При этом он ещё отставлял вверх носок своей толчковой ноги, упираясь на пятку и создавая тем самым большую ударную силу, бросал ошичку так, чтобы она выбила как можно больше ошичек из кона. Было важно, на какой бок легла ошичка из кона. Помню, что ошички красили чернилами и даже шли на такой мухлёж, что выдалбливали часть кости и заливали в углубление свинец. Тогда тяжёлая ошичка летала лучше и выбивала наверняка. Но, кажется, мальчики следили, чтобы играющие не жульничали. Я никогда не играла в ошички и не знаю всех тонкостей игры и её спорных моментов. Видела драки, разборки и даже слёзы мальчиков из-за проигрышей. Учителя, разумеется, совсем не одобряли эту игру, считая её примитивной и азартной. Однако есть несомненная ценность во всех дворовых детских играх, нет ничего бесполезного в детстве. Другое дело, что учителя понимали, что дворовые игры им - взрослым поучателям неподконтрольны, ну а дети, вечно угнетаемые насильственным воспитательном процессом, как могли так искали эту свою свободу. Игра точно не вредила здоровью, учила умению общаться в группе, меткости, зоркости взгляда; ведь надо было рассчитать и силу удара и угол наклона туловища, мальчишеское братство двора и возникало вот в таких играх. Не знаю, играли ли дети в российской полосе в ошички.

А еще были знаменитые: ЛЯНГА, КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ, СТУК-БРЯК.
 

 

Форма для посылки заметок и фотографий

На предыдущую