Гостевая книга На предыдущую

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МУЗЕЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Факты (см. ниже)

2. Вспоминает Колмаков Николай Емельянович (директор рудоуправления в 1963-1967 гг.)

3. Вспоминает Исмагилова Софья Ягафаровна (учительница немецкого языка в Чорух-Дайронской школе с 1952 по 1995 гг.)

3.1. Часть I (анкета)

3.2. Часть II. По волнам моей памяти

3.3. Часть III. Список учителей Чорух-Дайрона (в прошлом в разные годы были выпускниками нашей школы)

4. Воспоминания Амельченко Николая Алексеевича (горный мастер в 50 годы, 8 лет проработал в Чорух-Дайроне)

5. Фотографии

6. Материалы (из опыта работы учительницы немецкого языка пос. Чорух-Дайрон С. Я. Исмагиловой; статья в газете "Ленинабадская правда" о горняках пос. Чорух-Дайрон; они жили в Чорух-Дайроне)

ФАКТЫ

1. История Чорух-Дайрона, как рудника, начинается с содержащих шеелит (CaWO4) образцов медной руды, привезенных еще до революции (до 1917 г.) купцом Назаровым и переданных в Московский университет. В некоторых источниках в Интернет упоминается собранная в горах Моголтау минералогическая коллекция П.К. Алексата (1913).

 

2. В 1930 г. под руководством Н.А.Смольянинова был пробит шурф на месте выхода медной руды в коренном залегании, шурф был пройден для вскрытия коренного шеелитового месторождения. Н.А.Смольянинов охарактеризовал Чорух-Дайрон как перспективное месторождение для разведки, шурф был назван в его честь (шурф Смольянинова). В 1931 году была создана геологоразведочная партия для обнаружения вольфрамовой руды (см. источник).

 

3. ... в 1941 году Ф.И.Вольфсоном на Чарух Дайроне были организованы геологоразведочные работы. Рабочие канавщики Кансайской ГРП прошли несколько протяженных канав, выявивших впечатляющее рудное тело, а отряд студентов МИЦМиЗ примерно за месяц работы оконтурил границы его выхода на поверхность. Протяженность выхода составила около 700 м, при средней мощности 7 м и при среднем содержании WO3 – 1%%. Прикидка перспективных запасов дала цифру 10 –12 тыс.т вольфрама до глубины 100 м. Стало ясно, что место рождение имеет важное промышленное значение и его немедленно надо эксплуатировать.

Однако подошла зима, и дело отложилось до весны лета 1942 года, когда на Кансай прибыл главный геолог Министерства цветной металлургии А.А.Амирасланов. Результатами проведенных работ на Кансайском руднике он остался очень доволен. После осмотра свинцово цинковых место рождений вместе с Федором Иосифовичем он поехал на Чарух Дайрон смотреть пройденные разведочные канавы. Здесь он получил информацию о параметрах месторождения. Вечером того же дня на имя министра цветной металлургии П.Ф.Ломако из Кансая ушла телеграмма за подписью А.А.Амирасланова: «Строительством Чарух Дайрона согласен ».

А уже через две недели на предприятие стали поступать различные грузы и автомобили. Началось строительство рудника Чарух Дайрон и первой очереди обогатительной фабрики. Осенью 1942 года концентраты шеелита из Чарух Дайрона поступили на военные заводы. Это был еще один вклад геологов Кансайской партии в Победу над фашистской Германией (см. статью полностью).

4. Другие факты (даты из истории поселка и др.)

ВОСПОМИНАНИЯ

Вспоминает Колмаков Николай Емельянович
(бывший директор рудоуправления в 1963-1967 гг.)

Население поселка Чорух-Дайрон в начале 60-х годов составляло 2500-3000 человек (50% из них проживало в индивидуальном жилье). В том числе (по этническому составу) около 50% - татары (казанские); 30% - русские; 10% - таджики; 5% - представители народов Кавказа; 5% - другие народности.

 

Краткая информация о кадрах Чорух-Дайронского рудоуправления

Директором строящегося предприятия до 1950 г.был Жевтун.
В 1950-1956 и 1958-1963 гг. первым директором эксплутационного предприятия был Николай Алексеевич Мезенцев.
Далее директорами рудоуправления были:
в 1956-1958 гг. – Егоров Сергей Андреевич 
в 1963-1967 гг. – Колмаков Николай Емельянович
в 1967-1980 гг. – Аскаров Абдурашид Аскарович

Начальниками шахты (рудника) были:
до 1950 г. – Мезенцев Николай Алексеевич
в 1950-1957 гг. – Дуплякин Иван Яковлевич
в 1957-1963 гг. – Канашвили Шалва Васильевич
в 1963-1967 гг. – Аскаров Абдурашид Аскарович

Начальниками обогатительной фабрики были:
до 1960 г. – Субботина(?) Полина Алексеевна
с 1960 г. – Носов Николай Ефремович

Главными специалистами ЧД рудоуправления были:
Дылевский Федор Григорьевич – главным геологом (до 1967 г. и далее)
Брянцев Виктор Иванович – до 1967 г. главным маркшейдером, после 1967 г. – главным инженером ЧД рудоуправления
Баранский Федор Федорович – главным энергетиком (до 1967 г.)
Гарбузенко Григорий Афанасьевич – главным механиком
Шигалев Герман Николаевич – главным механиком (с 1970 до 1998(?)г.)

Другими организациями в Чорух-Дайроне в начале 60-х годов руководили:
Кручинин Алексей Петрович – директор школы

Островский И.М. - главный врач медсанчасти*

Тебилова Ирина Рамазановна  – зав. медицинской частью

Сескутов – начальник гидрогеологической партии

Жихарев – начальник взвода горноспасателей

Ребро Полина Алекс.(?) – парторг рудоуправления

Сабиров – председатель поселкового совета

Кадыров – милиционер ЧД участка

Галимов – начальник отдела торговли и общепита.

 

Горные предприятия Северного Таджикистана входили в состав города Кайраккум, где первым секретарем горкома КПСС был Шевченко Иван Викторович, председателем Кайраккумского горисполкома – Рустамов.

 

Построенные объекты строительства
 

В период Совнархоза Таджикской ССР в Чорух-Дайроне построен новый электромеханический цех (1954-56 гг.) в составе:
механо-сборочный цех с монтажом станков всех видов производства;

- литейный цех по производству чугунного литья;
- литейный цех по производству стального литья в дуговой электропечи.

С ликвидацией дизельной станции в освободившемся помещении организован ремонт электродвигателей мощностью от 1,5 кВт до 100 – 120 кВт (в условном исчислении 5 кВт до 3000 штук в год) (в 1963-64 гг.).

С 1970-75 гг. на фабрике организован выпуск лигатуры (сплав) на давальческом сырье по заказу “Редмет” Минцветмета.
 

Из непроизводственных объектов построены:

дом культуры (ДК) на 500 мест (1950-54 гг.);
- школа на 700 мест (1954-56 гг.);
- школа на 1000 мест (1966-72 гг.).

С вводом в эксплуатацию школы на 1000 мест, бывшая школа на 700 мест рядом с ДК была передана для детского сада, а в бывший детский сад на улице Калинина, построенный в 1956 г, вселили детские ясли, помещение которых находилось в аварийном состоянии. Такая задумка была запланирована и осуществлена, за что руководство предприятия заслужило от родителей малышей и руководства Кайраккумского горисполкома благодарность.

В 1963-64 гг. главные улицы Чорух-Дайрона были гудронированы. А в 70-е годы улицы поселка заасфальтированы и заново освещены.

В 1965 г. предприятие приобрело новые:

- медицинский автомобиль “Волга”;

- поливомоечный автомобиль для автодорог и площадок поселка.

В 1960-64 г.г. построен промтоварный магазин (на площади возле конечной остановки автобуса) на 3 рабочих места, столовая на 100 посадочных мест с кухней, помещениями для разделки и хранения продуктов.

В 1965 г. построены помещения для рудничного комитета профсоюзов и поселкового комитета. В том же году открыли книжный магазин в приспособленном помещении.

 

К сожалению, дальнейшее строительство и реконструкция в поселке прекращены из-за отработки месторождений полезных ископаемых (вольфрам, медь, молибден). Такова участь горных предприятий.
 

Организация и технология производства Чорух-Дайронского предприятия на начало 60-х годов

 

Месторождение вскрыто вертикальными стволами, оборудованными клетью для вагонов 0,8 м3:

- ствол шахты “Капитальная”;

- ствол шахты “Восточная”, расположенный на расстоянии 2-3 км от обогатительной фабрики. Месторождение называется “Шурале” по названию местности (ранее этот участок назывался “РЭШ” – разведочно-эксплутационная шахта).

 

Подземные горные работы с системой разработки:

- магазинирование руды;

- подэтажные штреки.

 

Транспортировка руды на шахте “Капитальная” в опрокидных вагонах объемом 0,8 м3 аккумуляторными электровозами с силой тяги 2-4 тонн (под землей) и троллейным электровозом 7-8 тонн(на поверхности) до обогатительной фабрики (600 м). С шахты “Восточная” транспортировка руды автомобилями на расстояние 3 км.

Общий объем добычи руды: 500-600 тонн в сутки.

 

Обогащение руды

Предварительно руда проходит дробление (крупное и среднее) и измельчается в шаровых мельницах. Затем руда с полезными компонентами вольфрама (шеелит) меди и молибдена обогащается методом флотации. В голове флотации извлекается медный промпродукт (содержание меди 30%) с последующей отправкой на “медный завод”. В камерный продукт следующей стадии флотации добавляется кальцинированная сода (расход до 1000 тонн в год) для извлечения вольфрама в щелочной среде с последующей вольфрамной флотацией в кислой среде (расход ингибированной соляной кислоты HCl – 600 тонн в год). Для соблюдения предельных норм содержания вредных примесей в получаемом вольфрамовом концентрате указанные схемы обогащения удаляют избыток кальцита, фосфора, меди и т.п.

Полученный вольфрамовый концентрат марки КШ и КШО (концентрат шеелитовый высшей марки) затаривается в двойной обертке (внутри – крафт мешок, снаружи – джутовый мешок) и отгружается партиями по маркам в контейнерах заводу-потребителю.

Извлечение полезных компонентов (вольфрам и медь) – до 90% от их содержания в добытой руде (молибден – попутный компонент).

Используемое оборудование при добыче и переработке руды – типовое, по аналогу с другими горно-обогатительными предприятиями.

(Все указанные данные считаю достоверными за период моей работы в Чорух-Дайроне в 1958-67 г.г. Информация о событиях за период до 1952 г. и после 1967 г. не гарантирована по срокам начала и окончания. Это относится также к вопросу о кадрах.)

 

Воспоминания Колмакова Николая Емельяновича можно дополнить используя гостевую книгу.

 

* Я хотел уточнить, с 1959 по 1965 г.г. главным врачом медсанчасти был мой отец Островский И.М., моя мама в это время работала врачом педиатром, ее фамилия Грачева М.Г. (Мария Григорьевна). Тибилова Ирина Рамазановна стала главврачом после нашего отъезда в Душанбе.

Виталий Островский

 

Перейти к содержанию

 

Вспоминает Исмагилова Софья Ягафаровна

(учительница немецкого языка в Чорух-Дайронской школе с 1952 по 1995 гг.)

 

ЧАСТЬ I (воспоминания предоставлены в форме ответов на вопросы анкеты).

1. Когда вы, Софья Ягафаровна, пришли в школу Чоруха как учитель, в каком году?

С 1-ого января 1952 года я начала работать в школе, которая находилась возле столовой-ресторана «Горняк» по улице Ленина (это была уже вторая школа, одноэтажное здание).

2. Где находилась первая школа?

Из воспоминаний Веры Федоровны:

«Первая школа была маленькой, одноэтажное здание. В 1943 году я, Правосудова Вера Федоровна, училась в ней в пятом классе, а в восьмом классе мы уезжали учиться в Ленинабад».

Она находилась ближе к горному цеху, в начале улицы Хамза-Алиева или Ленина (при мне этого здания уже не было).

3. Была ли тогда школа 7-леткой или 10 –леткой?

По всей вероятности сначала была начальной, затем неполной средней, т.е. 7-леткой.

4. Кто был директором?

Когда я поступила на работу, директором был Матюшин …(но при мне проработал всего два месяца, уволился и уехал). Затем временно исполняющим обязанности директора был Кабанов Павел Иванович (завуч и преподаватель биологии). Затем назначили, вернее направили директором школы Егорова Глеба Павловича (он же был преподавателем географии).

5. Как школа называлась (имени кого)?

При моем назначении школа называлась НСШ № 14 им. Маяковского Ленинабадского Районо.

В 1953-1954 учебном году была уже средней школой Ленинабадского Районо.

В 1955-1956 учебном году называлась СШ № 7 Ленинабадской области.

В 1957 году школу передали в распоряжение Ходжентского Районо.

До 1960 года была средней школой № 2 имени Маяковского.

В 1962 году переименовании в среднюю школу № 10 имени В.В. Маяковского Ленинабадского Гороно.

В 1963 году школа передается в ведение Кайраккумского Гороно.

С 1965 года называлась средней школой № 2 имени Рудаки Кайраккумского Гороно.

С целью поднятия работы школы на качественный уровень, т.е. чтобы коренным образом улучшить трудовое обучение и воспитание, профессиональную ориентацию молодежи, всесторонне подготовить к творческому труду, была дана установка перейти на 11-летнее обучение, с тем, чтобы каждый выпускник был готов к труду на конкретном производстве (УПК – учебно-производственном комбинате) в своем поселке (городе).

И уже в 1966-1967 учебном году одни заканчивали десятый класс, а другие одиннадцатый класс.

В последующие годы и в настоящее время наша школа называется средней школой № 2 имени Рудаки Кайраккумского Гороно.

6. Когда директор школы Кручинин Алексей Петрович был переведён из нашей школы в Кайраккум?

В 1965 году в СШ № 1.

7. Сколько лет директорствовал Кручинин А.П.?

6 лет (7 лет).

8. Кто был директором после него?

Пасхал Анна Григорьевна (преподаватель математики нашей школы). В связи с переводом уволилась во втором полугодии 1966-1967 учебного года.

9. Кто был директором после нее?

(Временно замещала завуч школы Петелина Нина Ивановна).

В начале учебного 1967-1968 года был направлен Облоно директором школы Шапкин Анатолий Иванович, проработал всего более полугода.

10. Сколько лет директорствовала Петелина Нина Ивановна

С марта 1968 года до конца 1971-1972 учебного года директором была Петелина Нина Ивановна (в 1972 году по результатам выборов в местные органы была назначена председателем Поселкового Совета народных депутатов).

11. Годы директорства Седовой Розы Абдулловны.

С 1972-1973 учебного года по 1984-1985 учебный год. Уволилась по собственному желанию.

12. Кто был директором школы до Кручинина А.П.?

Егоров Глеб Павлович.

13. И если помните, кто был директором после Розы Абдулловны?

Тихонов Геннадий Маркелович

Тахтаева Дильбар Кулиевна

14. Сколько директоров школы на вашей памяти до вашего отъезда в Уфу?

Девять директоров:

1) Матюшин … - январь-февраль 1952 года;

2) Егоров Глеб Павлович – 5,5 лет, с 1952-1953 учебного года по 1957-1958 учебный год (I полугодие);

3) Кручинин Алексей Петрович – 6 лет, с 1957-1958 учебного года (II полугодие) по 1964-1965 учебный год (в январе 1965 года переведен в Кайраккум, в СШ № 1);

4) Пасхал Анна Григорьевна – 2 года, с 1964-1965 учебного года (II полугодие) по 1966-1967 учебный год (в марте 1967 года уволилась в связи с переездом);

5) Шапкин Анатолий Иванович - с начала 1967-1968 учебного года по март 1968 года;

6) Петелина Нина Ивановна – 4,5 года, с марта 1967-1968 учебного года по 1971-1972 учебный год (до 29.09.72 г.);

7) Седова Роза Абдулловна – 14 лет, с 1972-1973 учебного года по 1985-1986 учебный год;

8) Тихонов Геннадий Маркелович – 7 лет, с 1986-1987 учебного года по 1992-1993 учебный год;

9) Тахтаева Дильбар Кулиевна – 5 лет, с 1993-1994 учебного года по 1957-1958 учебный год (при мне 2 года, в июне 1995 г. я уволилась в связи с переездом). С 1999 года Тахтаева Дильбар Кулиевна председатель поссовета.

15. Бытует мнение, что наши старейшие учителя: Зарипова (Шамсутдинова) Екатерина Васильевна и Ткач Екатерина Степановна учили в ликбезе, так ли это?

Вполне возможно, точного ответа нет.

16. Был ли ликбез в Чорухе?

«Нет» - пишет Правосудова Вера Федоровна.

17. Что вам известно про ликбез в Чорухе?

В 1965-1966 учебном году Лилия Ягафаровна, будучи классным руководителем 5 «в» класса и учительницей немецкого языка, учила на дому азбуке родительницу Усманову (мать пятерых детей) и за период занятий научила ее расписываться.
Меня к таким занятиям не привлекали.

18. В каком году мы переехали в новую школу?

В третью школу, которая находилась около Дома Культуры, мы переехали в 1955-1956 учебном году и учились в ней до 1967 года.
В четвертую школу (4-х этажную), которая находилась по улице Зои Космодемьянской, в начале 1967-1968 учебного года.

19. В каком году школу имени Маяковского переименовали в школу имени Рудаки?

По всей вероятности в 1063 году, когда школу передали в ведение Кайраккумского Гороно.

20. В каком году стали преподавать английский язык?

С 1963 года. Имя первой учительницы английского языка Савина Валентина Федоровна (племянница хирурга Савиной Нины Васильевны). Она проработала не долго, вышла замуж и уехала.
Другие учителя английского языка:

1) Шацкая (Буракова) Валентина Спиридонова, с 1965 года по 1983-1984 учебный год;

2) Гульмуратова Шарафат Закировна;

3) Мурсалимова Нинель Жавитовна;

21. В каком году построили наш Дом Культуры?

В 1957 году.

22. Кто был директором Дома Культуры?

Сначала была Галина Петровна … , она же была руководителем художественной самодеятельности. Муж ее, Николай Кондратьевич, был баянистом.

После нее директором Дома Культуры стала Надыршина (Сафина) Евгения Сергеевна (до этого она работала в нашей школе пионервожатой).

23. Как звали наших бессменных библиотекарей в Доме Культуры в 60-70 годы?

Я их помню довольно пожилыми, Поезжаевы Михаил и Лидия (?)

24. Кто был директором рудника, когда вы только приехали в Чорух?

1) Жевтун …;

2) Егоров Сергей Андреевич;

3) Мезенцев Николай Алексеевич;

4) Колмаков Николай Емельянович;

5) Аскаров Абдурашит Аскарович;

6) Халиков Махмуд Гиясович.

25. Кто был начальником шахты при вас?

Инфантьев (или Инфантин) Николай Алексеевич.

Помню, в 1959 году начальником шахты был:

1) Коношвилли …;

2) Аскаров Абдурашит Аскарович;

3) Ахмадеев Салихьян Салихьянович.

26. Кто был самым первым директором рудника и начальником шахты, знаете ли вы их имена?

К сожалению, не знаю.

27. Как вы попали в Чорух, распределение после института?

В связи с назначением мужа геологом рудника от Министерства Цветных Металлов.

28. Сколько лет вы проработали в нашей школе?

С 1-го января 1952 года по 29 июня 1995 года – 42,5 года.

29. Сколько лет проработала в нашей школе Лилия Ягафаровна?

9 лет, из них 7 лет учительницей немецкого языка.

30. Были ли среди наших учителей Заслуженные учителя республики, если да, то кто они?

Кручинин Алексей Петрович – заслуженный учитель Таджикской ССР, было у него много фронтовых наград, был награжден орденом «Трудового Красного знамени», правительственными (наградами) грамотами.

Возможно, были и другие почётные звания для учителей в Союзе. Какие это были звания, и кто был номинирован?

По результатам фронтальных проверок инспекторских, по результатам аттестации и оценки профессиональной деятельности учителя, многие наши учителя удостоены наград и почетных званий (Я не хочу никого обидеть, боюсь пропустить. На мой запрос ответ не пришел. Нужно было непосредственно оправить запрос в Гороно. Перечень награжденных поэтому будет не точным):

1) Правосудова (Байкова) Вера Федоровна – значок «Отличник народного образования Таджикской ССР», значок «Отличник народного образования СССР»;

2) Домашова Нина Алексеевна - значок «Отличник народного образования Таджикской ССР»;

3) Губанова (Кривощапова) Елена Васильевна - значок «Отличник народного образования Таджикской ССР». Была делегатом Всесоюзного съезда учителей СССР в Москве в 1981 году.

Значком «Отличник народного образования Таджикской ССР» награждены также:

1) Хасанова Галина Сергеевна;

2) Ковалева (Уханова) Галина Ивановна;

3) Фатеева (Гордиенко) Валентина Ивановна;

4) Федотова (Чернякова) Лидия Федоровна;

5) Шапошникова Таисья Алексеевна;

6) Ткач Екатерина Степановна;

7) Логинова Александра Михайловна;

8) Тлекешова Галина Григорьевна;

9) Валиева Флюра Саидовна;

10) Абдурашитова Екатерина Николаевна;

11) Кирсанова Анна Ефимовна;

12) Пасхал Анна Григорьевна;

13) Малюкина Анна Клементьевна;

14) Петелина Нина Ивановна;

15) Панченко Раиса Никитична;

16) Седова Роза Абдулловна;

17) Трусик Анна Владимировна;

18) Киреева Фаина Эдуардовна;

19) Тахтаева Дильбар Кулиевна.

Софья Ягафаровна, Ваши награды и почетные звания?

1) 1964 год – Значок «Отличник народного образования Таджикской ССР»;

2) 1971 год – Орден «Знак почета»(№ 804146, Указ Президиума Верховного Совета СССР);

3) 1973 год – Почетная грамота Министерства народного образования и Республиканского Комитета профсоюза работников просвещения за успехи в обучении подрастающего поколения (Зам. Министра Н. Волощук);

4) 1973 год, 1974 год – Значок «Победитель соцсоревнования»;

5) 1976 год, 1981 год – Звание «Учитель-методист» (по итогам аттестации, Министр просвещения Р. Дадабаев);

6) 1983 год - Почетная грамота Министерства просвещения СССР, ЦК профсоюза работников просвещения за успехи в работе (Министр просвещения СССР М.А. Прокофьев);

7) 1985 год - Звание «Учитель-методист» (по итогам аттестации, Министр просвещения Р. Дадабаев);

8) 1991 год – присвоена высшая категория учителю-методисту немецкого языка (по итогам внеочередной аттестации).

31. Я знаю, что, по крайней мере, две пары родных сестёр и одна супружеская пара преподавали в нашей школе моего периода. Это вы, Софья Ягафаровна, и ваша сестра, Лилия Ягафаровна - германистки наши. Сёстры: Ирина Андреевна Доброва - не знаю, что преподавала; Инна Андреевна Генш - нам преподавала обществоведение. Владимир Сергеевич Евтух преподавал физкультуру, и Софья Николаевна Евтух преподавала в начальных классах.

Были ли ещё такие пары на вашей памяти? Если да, то кто они? Знаю, что Ибатуллин Ринат и его супруга тоже работали в школе, как звали её, и что она преподавала.

Займатова Наиля Мусаевна - преподавала немецкий язык.

Супружеская пара, для которых школа стала судьбой. Это Кручинин Алексей Петрович и Домашова Нина Алексеевна (преподаватель русского языка и литературы). Профессия учителя стала для них семейной, ведь их дочери пошли по стопам своих родителей. Старшая, Татьяна, закончила Ленинабадский пединститут факультет истории, работает преподавателем истории по настоящее время. А младшая, Елена, закончила музучилище и работает в музыкальной школе.

И еще одна супружеская пара - это Гордиенко Евгений Леонтьевич (преподаватель труда) и Фатеева (Гордиенко) Валентина Ивановна (преподаватель русского языка и литературы).

32. И ещё Софья Ягафаровна, я знаю, что одна из ваших учениц пошла по вашим стопам, выбрала профессию преподавателя немецкого языка. Как ее зовут, где она преподаёт, и что она окончила?

Садыкова Кадрия Гайсиновна работает в Башкортостане в городе Мелеуз, закончила Ленинабадский пединститут, факультет немецкого языка. В 2007 г. удостоилась звания «Победитель конкурса учителей иностранного языка России», получила Гран При и премию в 100 тысяч рублей. Также она награждена значком «Отличник народного просвещения Башкортостана», почетными грамотами Республики Башкортостан.

33. Кто ещё из ваших учеников выбрал профессию преподавателя немецкого языка?

1) Юлдашева Гульсара Охуновна. После окончания Ленинабадского пединститута была направлена в Курган-Тюбе, затем вернулась в школу в Чорух-Дайроне и работала учительницей немецкого языка по июль 2009 года.

2) Алюков Наиль ... после окончания института тоже работал в г. Курган-Тюбе.

3) Усманова Альфия Рифовна закончила Ленинабадский пединститут, факультет немецкого языка. По окончанию института уехала в г. Ташкент, работала учительницей немецкого языка. Затем вернулась в Чорух, работала в нашей школе организатором и учительницей немецкого языка. В настоящее время живет и работает в Уфе.

4) Азизова Рахима Иноятовна, после окончания Ленинабадского пединститута, факультета немецкого языка по семейным обстоятельствам уехала в Ура-Тюбе, там живет и работает.

5) Трусик Ирина Владимировна окончила Ленинабадский пединститут, факультет немецкого языка (практику проходила в нашей школе). После окончания вся их семья уехала в Германию.

6) Музафарова Лилия Ягафаровна (сестра моя), закончила Ташкентский пединститут иностранных языков, факультет немецкого языка (заочно). Работала в нашей школе 7 лет учительницей немецкого языка.

7) Исмагилова Гульзифа Галимхановна (дочь моя), закончила Башкирский Государственный Университет, факультет немецкого языка и страноведения, работала организатором в кооперативном техникуме, затем инструктором в организационном отделе, закончила курсы экскурсоводов (гидов) со знанием немецкого языка по г. Уфе.

8) Нугманова Зайнап Ахмедовна, закончила Ленинабадский пединститут, факультет русского языка и литературы. После окончания работала учительницей русского языка и литературы, немецкого языка в Башкортостане.

9) Брыкова (Кулагина) Лидия Яковлевна закончила Ленинабадский пединститут, факультет русского языка и литературы (заочно). Была пионервожатой, организатором в нашей школе, преподавала русский язык, литературу и немецкий язык. Работает в настоящее время в нашей школе.

10) Салиева Мукаррам … - факультет немецкого языка.

И еще две ученицы нашей школы поступили на факультет немецкого языка и закончили его – это Зуй Лилия …, Крайнова Елена Владимировна (училась у Илевой Любовь Ивановны). Крайнова Е. В. после окончания работала учительницей немецкого языка в нашей школе.

 

Вопросы для анкеты были составлены Искаковой Софьей.
 

Перейти к содержанию

 

ЧАСТЬ II.  ПО ВОЛНАМ МОЕЙ ПАМЯТИ

 

«С какой ностальгией каждый из нас вспоминает беззаботные школьные годы», - пишут наши бывшие ученики о своей родной школе, о своих учителях.

И еще пишут: «Жаль, что мы уходили из этой чудесной страны Детства. Но с нами остаются воспоминания о незабываемых годах школьной поры и людях, оставивших яркий след в нашей душе». «Мы благодарны Вам! Мы Вас помним и любим, Учитель!».

Я бесконечно рада тому, что мне довелось работать в коллективе нашей школы.

В 50-е годы наша школа тоже не стояла на месте, она развивалась, двигалась вперед. Все директора, при которых мне довелось работать, были с педагогическим образованием, знающие и понимающие требования времени в воспитании и обучении детей.

Перемены начались, но, может быть, не совсем уверенно. Возможно, не хватало убедительных примеров, более конкретных установок, чтобы изучить, проанализировать, шире и критичнее посмотреть на собственную работу. При тех же программах и учебниках каждый может начать перестройку в своем собственном классе, если он учитель в своей собственной школе, если он директор.

В 60-е годы появились у нас в стране энтузиасты-первопроходцы, взявшиеся за новое дело, за реализацию на практике основных направлений общеобразовательной школы.

Среди первых новаторов был и Кручинин Алексей Петрович, он был направлен директором в нашу школу в 1958-59 учебном году.
Внедряя новые методы, как можно осторожно, Алексей Петрович направлял коллектив на нововведение, не противопоставляя учителей друг другу, чтобы одних ставили в пример другим, а другого осуждали, что он учит по-другому. Цель была – поддержать действительно новаторский передовой опыт, познакомить как можно больше учителей с новыми идеями и практическими подходами к современной педагогике, направить и перейти к массовому педагогическому творчеству.

Он, умелый организатор, опытный директор, вывел школу в число лучших в городе, районе, области. Опыт нашей школы был замечен и оценен. Школа начала притягивать к себе новые учительские делегации из ближних школ нашего района, города, области. Проводились в нашей школе семинары директоров, завучей с демонстрацией открытых уроков опытных учителей, внеклассных мероприятий. Школа стала базовой от Ленинабадского Областного Института Усовершенствования Учителей (ЛОИУУ).

Все, кому довелось работать под руководством Алексея Петровича, знают, как он стремительно жил, серьезно и целенаправленно добивался поставленной цели. Он не обошел вниманием ни одного учителя, ни одного ученика. Замечательный оратор, хороший собеседник, не отвергал чужую точку зрения, старался вывести нас к общей человеческой позиции.

Результаты его труда налицо – достойные учителя получили награды, поощрения. За время его директорства было сделано немало, хотя это было подготовительным этапом к реализации основного замысла.

Огромное уважение к доброму, хорошему талантливому человеку, каким был директор-учитель Алексей Петрович, я думаю, останется навсегда в памяти учителей и его учеников.

Но школа не остановилась на достигнутом. Последующие директора, завучи, организаторы по воспитательной работе, учителя продолжили эти начинания. За эти годы наработан солидный учительский опыт. Опираясь на всесоюзнопризнанный опыт, школа начала шире и критичнее смотреть на собственную работу. Развернулась работа по изучению передового опыта.

Коллектив пополнился молодыми кадрами, нужны были и задорные, энергичные, молодые учителя, которые могли повести за собой учеников, примером тому военрук школы Насыров Давлят Насырович, пионервожатая Лидия Яковлевна Брыкова, ныне учительница русского языка и литературы и др.

Первые значимые дела сплотили учеников и педагогов. Широким фронтом шла работа с учетом конкретных дел.

Переселение в новую школу в 1067-68 учебном году стало праздником для всех учителей, учеников и родителей. Нужно было благоустраивать пришкольную территорию, школьный сад, теплицу, в общем, принимать активное участие в общественных делах школы.

Развернулась работа по разным направлениям: по профориентации и трудовой подготовке, физкультуре и военному делу, по эстетическому и нравственному воспитанию. Проводились эстафеты, походы, конкурсы инсценированной песни, КВН, тематические вечера, праздничные концерты, предметные недели.

Переход на кабинетную систему стимулировал интерес к предмету, к учебному процессу. Проводились смотры-конкурсы учебных кабинетов. Учитывалось в смотре: чистота в кабинете, озеленение, постоянные экспозиции по профилю кабинета. Победители конкурса поощрялись.

В научном плане – проведение олимпиад по предметам стали ежегодными. Это стало важнейшим направлением в системе поиска талантливых детей.

Очень хорошо помню, в 8-ом классе, где я была классным руководителем, училась Пак Светлана. Училась на отлично, была скромной, ответственной. Активно участвовала во всех школьных делах. За отличную учебу и общественную работу в 7-ом классе была ей выделена путевка в Артек. А в 8-ом классе участвовала на олимпиаде и заняла призовое место по математике (химии или физике – точно не помню). На заключительном туре олимпиады в Душанбе Светлана участвовала по математике, химии и физике.

Для работы в жюри были приглашены и преподаватели из физико-математической школы города Новосибирска. Они же пригласили ее официальным письмом продолжить учебу в 9 - 10-ом классах в физико-математической школе.

С 1974 года Светлана училась в Новосибирске в выше указанной школе и еще дополнительно занималась в Научно-Исследовательском институте. После окончания школы поступила там же в институт. По окончанию его Светлана продолжила заниматься научной работой и работать в Научно-Исследовательском институте. Были уже у нее свои научные труды.

На симпозиуме в Москве она выступила со своим докладом (научной работой). Обратили внимание тогда участники симпозиума из США на ее выступление и в личной беседе пригласили ее переехать в г. Лос-Анжелес. В настоящее время живет и работает в выше указанном городе.

Никогда Светлана не забывала своих одноклассников, школу, учителей. Всегда поддерживала связь, где бы она не находилась.

Как такое можно забыть! Просто молодец!

В нашей школе были созданы ученикам все условия для получения качественного образования. Результатом является то, что выпускники нашей школы поступали в разные центральные ВУЗы Москвы, Риги, Ленинграда, Екатеринбурга, Казани, Уфы, Ташкента, Душанбе, других городов и с достоинством заканчивали их.

Закончив, разлетались в разные концы света, трудятся, достигли больших результатов. Не взирая ни на что: на вынужденное переселение, на потрясения, никто (кого я помню) не остался за бортом.

Одним из таких выпускников нашей школы является Садыков Рауф Гайсинович. Он закончил Ленинградский Государственный Университет, философский факультет. После окончания работал в Академии Наук в городе Душанбе и преподавал в институте. В настоящее время работает в Башкортостане в городе Мелеуз, доктор философских наук, заведующий кафедрой, преподает в филиале Московского Государственного Университета Технологий и Управления (МГУТУ) право, социологию, культурологию. В научно-теоретическом журнале «Философские науки», № 5, 1990 г. опубликован один из его научных статей «Философская позиция Ибн Сины».

Увлекательно ведет преподаваемый предмет. Со стороны наблюдая, видишь, как просто, интеллигентно, открыто беседует он со студентами. Он стал для них самым любимым, самым уважаемым человеком в университете.

Глебова Татьяна Евгеньевна продолжила учебу в Душанбинском Государственном Университете, после окончания преподавала там же философию. Затем работала в нашей школе.

Хочется напомнить и о таких учениках, которые нашли себя в музыке, поэзии, в живописи.

Франк Володя еще в школе увлекался живописью и продолжил работу в этом направлении.

Выпускник школы Глебов Петр – обладатель поэтического дара. Еще в школьные годы проявился этот дар. Можно сказать самобытный начинающий поэт. Особенно близки нам его стихи о нашем поселке Чорух-Дайрон («На автобусе под номером 17» и др.). К своим стихам он же написал музыку. «Эта песня стала для нас главной, можно сказать гимном» - вспоминают бывшие ученики. Среди его стихов много (про) для детей. В честь дня Защиты детей его стихи были напечатаны в газете «Ленинабадская правда». Весь гонорар за публикацию подборки «Стихи для детей» автор передает в фонд хукумата на расчетный счет № 142721 Нацбанка Худжанда для помощи детям.

Хотелось бы узнать больше о судьбе наших бывших учеников. При последней встрече в 70-е годы бывший ученик Атласов Равиль был уже подполковником. Интересно было бы узнать о дальнейшей его судьбе.

Хотя связь с родной школой не потеряна, также со своими учителями - через интернет (спасибо огромное организатору сайта), телефонные звонки, СМС-ки, визиты, встречи.

"При встрече с одноклассниками тепло вспоминаем свои школьные годы, добрым словом своих учителей, с интересом запомнившиеся моменты из школьной жизни - это работа  КИДа: встречи с интересными людьми, фестивали, митинги". "Самое яркое впечатление произвело на меня проведение торжественного сбора на иностранном языке: рапорта, речевки, песни на немецком и английском языках", - вспоминает Садыкова Кадрия.

Из слов Газизовой Тагзимы: "Вспоминаю уроки физики Маеровой Александры Павловны. Требовательна к ученикам. Интересно и увлекательно ведет свой предмет. Когда перевели ее в институт, мы продолжали заниматься с ней по физике дополнительно, т.е. некоторые из нас ездили в Ленинабад".

Из воспоминаний учеников:

"Школьные годы запомнились мне не только учебой и экзаменами, но и "трудовыми десантами" в наш подшефный совхоз "Самгар" по подвязке, сбору винограда, урюка, хлопка";

"Искренне радуемся физре и военке. С теплотой будем вспоминать преподавателей";

"Для меня главное "Есть с кем и что вспоминать сегодня".

Из воспоминаний Искаковой Сони: "Наше вечное прошлое окружено столькими замечательными людьми. Как личности мы начинались из своих учителей".

"Удивительная вещь - наша память. Как много приятного хранится в нашем сердце. Казалось бы, не очень значимый эпизод. Особенно запомнились: выступления учителей на концерте в ДК на семейном вечере: хор учителей, инсценировка песни "Расцвела у окошка белоснежная вишня"; выступление в литературно-музыкальной композиции, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Зрители - наши ученики и родители. С каким интересом и переживаниями за нас, затаив дыхание, слушал весь зал. А как аплодировали!", - вспоминает Лилия Ягафаровна.

Приятные воспоминания также исходят из уст учительницы истории Сафиуллиной Риммы Мухаррамовны: "Считаю даром судьбы два года работы в этой школе. Эти годы были во всех смыслах удивительными, конец 70-х годов. Потрясающие педагоги, интересные неординарные ученики, высокий уровень стремления к знаниям и искреннее увлечение учебой. Оказывалась добрая помощь со стороны руководства начинающим учителям и классным руководителям".

"Мы с удовольствием присоединяемся к их добрым словам, потому что мы сами тоже родом оттуда, т.е. из этой школы".

"Думаю, каждый выпускник помнит своих учителей, кто больше всех запал в душу. Мы очень благодарны за полученные в стенах школы знания".

В последующие годы директора, завучи, учителя приложили много сил, чтобы укоренить новое дело в повседневной школьной практике.

За самоотверженный труд были награждены директора школы Пасхал Анна Григорьевна, Петелина Нина Ивановна, Седова Роза Абдулловна значком "Отличник народного образования Таджикской ССР" и грамотами, также были отмечены завучи и опытные учителя. В годы директорствования Седовой Р.А. школа также достигла особых успехов в воспитательной и внеклассной работе, так как Роза Абдулловна обладала ярко выраженным организаторским талантом и творческим мышлением.

Оценив все сделанное, думаешь о том, что все это создано творческим поиском и долголетним трудом прекрасных талантливых людей.

Об уровне работы школы говорит тот факт, что через многие годы не теряется связь между бывшими учениками и учителями и самими учениками.

МЫ РАДУЕМСЯ ЭТОМУ !

 

Перейти к содержанию

 

 

Часть III. Список учителей Чорух-Дайрона, которые в прошлом сами в разные годы были выпускниками нашей школы

 

1. Ильина (Петелина) Нина Ивановна

2. Федотова (Чернякова) Лидия Федоровна

3. Правосудова (Байкова) Вера Федоровна

4. Фатеева (Гордиенко) Валентина Ивановна

5. Краева (Филинова) Валентина Ивановна

6. Тлекешева Галина Федоровна

7. Полукарова Людмила Николаевна

8. Сафронова (Филимонова) Надежда Васильевна

9. Казаева (Пермякова) Валентина Аркадьевна

10. Шамаева (Хамидуллина) Луиза Ахатовна

11. Ибатуллин Ренат Ибатуллаевич

12. Волынцева Галина Борисовна

13. Гапонов Александр Станиславович

14. Марахова (Соколова) Татьяна Владимировна

15. Юлдашева Гульсара Охуновна

16. Данилова (Маслова) Светлана Александровна

17. Абдурашитова Екатерина Николаевна

18. Ибатуллина Фироза Ибатуллаевна

19. Юмаева (Насибуллина) Раиса Рифатовна

20. Брыкова (Кулагина) Лидия Яковлевна

21. Урманов (Насыров) Давлят Насырович

22. Алексеева (Мороз) Раиса Михайловна

23. Музафарова Лилия Ягафаровна

24. Лысюк (Зябкова) Наталья Владимировна

25. Крайнова Елена Владимировна

26. Азизова Рано Иноятовна

27. Цурихина (Умурзакова) Екатерина Викторовна

28. Уханова (Кравчук) Лариса Николаевна

29. Газизова Тагзима Хамидовна

30. Шигабаев Анвар Курбанович

31. Махмутов Фарит Мухаметович

32. Усманова Альфия Рифовна

33. Хакимова (Лотарева) Венера Мунировна

34. Насибуллина Альфия

35. Полак (Поляк) Наталья Васильевна

36. Маматкуловы

37. Азизова Раиса Нуритдиновна

 

 

Исмагилова С.Я.

20.12.2009 г.

 

 

Воспоминания Исмагиловой Софьи Ягафаровны можно дополнить используя гостевую книгу.

Перейти к содержанию
 

Воспоминания Амельченко Николая Алексеевича

(в 50 годы 8 лет проработал в Чорух-Дайроне горным мастером )

 

Окончил я семилетку и поступил в Баймакский горный техникум. А через четыре года вручили мне диплом и направили в Таджикистан. В шахтерском поселке Чорух-Дайрон дали мне отдельную комнату и назначили горным мастером.

В моем подчинении оказалось 50 человек. По возрасту многие из них годились мне в отцы. И когда они называли меня по имени и отчеству, мне, 19-летнему парню, было не по себе.

В шахте на глубине 450 метров добывали вольфрам. Самый тугоплавкий, самый жаростойкий металл (температура плавления 3.410 градусов). Но и характер у шахтеров был под стать вольфраму. Утром, идя на работу, никто из нас не был уверен, что вечером вернется домой. В Средней Азии землетрясения – дело обычное. Страшная сила сгибала в дугу стальные рельсы. Словно тростинки, ломала толстые деревянные опоры в забоях. Обрушивала десятки тонн пустой породы, которая могла заживо похоронить людей.

Однажды меня засыпало по самую шею. Отключился свет, и шахта погрузилась в кромешную тьму. Осторожно, боясь спровоцировать новый обвал, стал потихоньку шевелиться, освобождая себя из-под завала. Долго, как слепой крот, полз на четвереньках, а потом еще дольше шел на своих двоих. Меня спасло то, что я хорошо знал шахту, не поддался панике, не впал в отчаяние.

Честно говоря, за себя я не испытывал страха. Может быть, и по молодости. Когда не верится, что с тобой может случиться нечто плохое. Главным для меня было, чтобы не пострадал никто из моих рабочих. Какая-то непонятная сила приводила меня в нужное место и в нужный момент, когда людей надо было спасать от беды...

Но вот случилось ЧП. Пожилой рабочий, прислонившись спиной к стойке, ночью уснул. А ноги вытянул на рельсы. Машинист электропоезда Галиев успел резко контртоком затормозить. Одна нога рабочего покалечилась, а вторая благодаря мгновенной реакции машиниста была спасена. Виноват во всем был сам пострадавший. Тем не менее он обратился в суд, который приговорил машиниста Галиева к двум годам тюремного заключения.

На защиту машиниста встали все шахтеры. Однако суд даже не рассматривал наше ходатайство. И тогда я решил обратиться в республиканскую молодежную газету «Комсомолец Таджикистана», где уже печатались мои снимки. Писал всю ночь. Взвешивал каждую фразу. Искал самые точные и убедительные слова. Через три дня мой материал опубликовали. А через неделю на самом видном месте газета поместила уведомление председателя верховного суда Таджикистана: приговор в отношении Галиева отменен.

 

Отрывок из рассказа "Люди и время глазами Леонида Екеля"

27.10.2006 г.

 

Воспоминания  Амельченко Николая Алексеевича можно дополнить используя гостевую книгу.

Перейти к содержанию
 

 


 

Фотографии

(для увеличения кликните по фотографии)

 

 

 

 

Р-1. Руководство Чорух-Дайронского рудоуправления

(1966 г., г. Москва ст. метро пл. Ногина)

Р-2. Коллектив технического отдела Чорух-Дайронского рудоуправления

(1967 / 1968 г.г.)

 

 

 

 

       

В-1. Ударники коммунистического труда (1960 г.)

В-2. Ветераны и участники войны (1965 г.)

 
       

       

Ш-1. Учителя средней    школы № 2 и руководство поселка (19__ г.)

Ш-2. Учителя средней    школы № 2 и руководство поселка (1 мая 1988 г.)

       
 
Перейти к содержанию

Материалы

 

1. Из опыта работы учительницы немецкого языка пос. Чорух-Дайрон С. Я. Исмагиловой ( стр. 1,  стр. 2,  стр. 3,  стр. 4,  стр. 5,  стр. 6 ).

2. Статья в газете "Ленинабадская правда" о горняках пос. Чорух-Дайрон ( стр. 1, стр. 2, стр. 3, стр. 4, стр. 5 ).

3. Они жили в Чорух-Дайроне:

* Лебедев Иван Михайлович (родился 06.05.1931, д. Субботиха Бетецкого р-на Калининской обл., умер 23.09.2003, г. Москва), горный инженер-технолог. После окончания Ленинградского горного института с 1954 г. работал начальником смены обогатительной фабрики Чорух-Дайронского рудоуправления (Ленинабадская обл., Таджикская ССР). В 1967-74 г. работал на Учалинском ГОК начальником обогатительной фабрики, с 1974 зам. начальника ПТО по обогащению, с 1976 г. главный обогатитель УГОК. Принимал участие в модернизации и автоматизации обогатительного оборудования, в совершенствовании технологий обогащения руд. Лауреат премии СМ СССР (1983 г.), награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1966 г.), Знаком почета (1971 г.) (из музея г. Учалы Башкортостана, фото семьи здесь) .

  * На фото ветеранов ВОВ 1965 г. в первом ряду № 20 мой дед Мингараев Сабир, отец матери Филимоненковой Светланы Сабировны. Он долго работал в общественной бане в котельной. Может кто-то помнит (Филимоненков Андрей Владимирович ).

 

Перейти к содержанию

 

 

 

На предыдущую

Гостевая книга